Смоленская область относится к тем регионам, которые пострадали во время Великой Отечественной войны наиболее сильно. В деревне Пекарево Вяземского района 5 февраля 1942 года каратели сожгли 26 местных жителей.
Сегодня от деревни остались только холмики, покрытые зарослями иван-чая…
Всего только в одном Вяземском районе были полностью или частично уничтожены 174 деревни, в которых сожжены 3361 дом, однако при этом необходимо учитывать, что общее количество сожженных хозяйств значительно больше, так как уничтоженных деревень точные данные имеются только на 122.
Среди большого поля растут две березовые рощи. Они выросли на месте сожженных немцами сараев вместе с мирными жителями деревни Пекарёво.
Влево от березовой рощицы расположен памятник:
Скромный памятник сожженным жителям деревни:
До войны Пекарево было небольшой деревней, всего 26 дворов. Кругом раскинулись поля, принадлежавшие колхозу «Верный путь». Председателем колхоза был И.И. Исаев, инвалид.
В октябре 1941 года в деревню пришли немцы они не остановились здесь надолго. Они приезжали грабить, отбирали скот, продукты. В один из февральских вечеров партизаны пришли в деревню и устроили здесь засаду: назавтра сюда должны были приехать гитлеровцы за продуктами. Они были перебиты партизанами, которым помогали и деревенские подростки.
Клавдия Михайловна Титова, одна из оставшихся в живых жительница деревни Пекарева во время кровавой расправы немецких захватчиков над мирным населением 5 февраля 1942
Наши ушли из деревни, а на следующий день сюда нагрянули каратели. Они ворвались в дом Ковалевых и на месте расстреляли всю семью. Всех Титовых выгнали во двор. Мать и брат Клавдии Михайловны были убиты сразу (позже в теле матери насчитали 7 пулевых ран, в теле брата – 11). Клавдия Михайловна, увидев смерть близких ей людей, от ужаса уронила в снег маленькую дочку, наклонилась над ней, и это спасло им жизнь: автоматная очередь прошла выше, слегка задев висок. В это время подошел немецкий офицер и сказал на русском языке: «С ребенком – уходи».
Затем фашисты подожгли дома Ковалевых и Титовых. Всех остальных жителей согнали в два сарая и подожгли. Из пламени выбралась лишь А.И. Лукьянова. Она держала на руках двух девочек, которых немцы расстреляли. А Анна Игнатьевна осталась жива, выбралась из огня из–под трупов и убежала. Девочки сгорели вместе со всеми. Сожжена была вся деревня.
Лежа в снегу, Клавдия Михайловна стала свидетельницей последующих потрясающих событий. Она видела, как из домов вытаскивали немощных стариков и бросали их в огонь. Семью Маякиных погнали в сарай. Малолетний Павлик сначала спрятался, затем, услышав крики горящих людей, бросился на голос матери. Его прошили пулями, затем бросили в пылающее пламя. Погиб председатель колхоза Исаев и его семья, семья Камшилиных, Семеновых и все остальные. Федотова Матрена, пришедшая к Камшилиным из Вязьмы, была опознана по обгоревшей броши на груди и длинной косе, чудом уцелевшей под рухнувшей балкой. Клавдия Михайловна ночью с дочкой на руках сумела добраться до деревни Всеволодкино, там были партизаны. Через несколько дней жители окрестных деревень пришли на пепелище и похоронили останки погибших. В списках сожженных деревень значится, что в Пекареве сгорело 26 человек, на самом деле их было значительно больше, 26 – было только дворов в деревне.
До конца апреля уцелевшие в живых жители деревни Пекарево жили в деревне Всеволодкино. Затем целый год скитались. Не было ни еды, ни одежды, чтобы переодеться. Жили в лесу вплоть до освобождения Вязьмы. 12 марта 1943г они вернулись в свою деревню.
Вечная память невинным жертвам фашизма!
Journal information