ruslanviktorov (ruslanviktorov) wrote,
ruslanviktorov
ruslanviktorov

Categories:

Такой загадочный Воронцовский дворец



Замки и дворцы - моя слабость, я был заочно влюблен в этот дворец, но никогда еще тут не был, но мечты должны сбываться.

Алупка, Алупкой, но особняком в Алупке стоит Воронцовский дворец — один из наиболее впечатляющих на побережье, он восхищает своей мощью и красотой. В его архитектуре намешано множество стилей, но при этом всё это выглядит очень гармонично и интересно.



Начиная с 20-х годов 19 века, на ЮБК преобладали постройки, созданные в романтическом стиле. Крымские горы, экзотическая растительность, море с причудливо изрезанными берегами и бухтами, живописные скалы представляли собой яркий, выразительный фон для романтического зодчества. Здесь особенно ярко проявлялась связь архитектурного сооружения с окружающей природой.

А. Демидов, путешествуя по Крыму в 1837 году, в своих записках отметил: «Попеременно вы видите то небольшой дом в азиатском вкусе, у которого окна закрыты шторами, трубы похожи на минареты; то красивый готический замок, то уютную дачку вроде английских «коттеджей», совершенно погруженную в море зелени и цветов, то легкое деревянное здание с обширными галереями».

К сожалению, под влиянием неумолимого времени, многие усадьбы и строения 1-ой половины 19 века исчезли с лица Крымской земли. Но сохранился самый ценный, самый интересный памятник той эпохи – Воронцовский дворец в Алупке, теперь дворец-музей.

Строился он с преимущественной ориентацией на архитектурный стиль Англии 16 века в сочетании с формами стиля индо-мусульманской архитектуры 16-17 веков.





Находится знаменитый дворцовый комплекс практически у подножия Ай-Петри, в Алупке. Назван он в честь графа, который и занимался его созданием, М.С. Воронцова. Конечно, сам он не создавал проект и не строил его. Этим занимались профессионалы. В результате многолетних трудов появилось удивительное здание, окруженное шикарным парком с фонтанами, искусственными прудами. А также редкими растениями. Но, про парк я отдельно расскажу.



Тут удивительно переплетаются классический и английский стили. О роскоши тех времен можно судить по внутреннему убранству дворца. Для посетителей проводятся экскурсии по нескольким залам, каждый из которых поражает воображение, радует глаз и наполняет непонятными, но очень приятными чувствами. Это, пожалуй, единственное место на побережье, о котором местное население практически не складывало легенд. В то же время история возникновения настолько захватывающая, интересная, что и придумывать ничего не надо.



Купить билеты можно в кассе только за наличные. Одновременно с этим надо вписаться в экскурсионную группу на определенное время.

Посещение дворца возможно только в составе экскурсии.

Взрослые - 400 рублей;(Инвалиды тоже бесплатно)

Дети до 7 лет - бесплатно;

Дети 7 - 16 лет и льготные категории - 70 рублей;

Дети 16-18 лет - 200 рублей.





Внутреннее убранство поражает своей роскошью. Дорогая мебель, люстры, тестиль, и по всюду отделка из дерева и мрамора. Тут все оригинальное, просят не трогать.





Говоря о романтической архитектуре дворца, о его экстерьере нужно отметить, что основным стилистическим мотивом ее является ориентация на английскую архитектуру 16 в. То же самое в декоративном оформлении интерьеров дворцы, которых также сказывается большое влияние дворцовых интерьеров Англии 16 века.

В 16 веке в английских дворцах внутренние помещения отделывались резным деревянным декором. Отсюда в парадном кабинете – дубовые профилированные панели; большое количество дерева употреблено для отделки окна-эркера. Именно в 16 веке в английской архитектуре появились окна-эркеры, выступающие за пределы стены, увеличивающие освещение и площадь комнаты.

Четыре симметрично расположенные дубовые двери усиливают впечатление деревянной отделки; одна из дверей носит чисто декоративный характер. Детали отделки, характерные для Англии 16 века, во всех залах дворца (в большей или меньшей мере) переплетаются с элементами типичными для отделки 2-ой четверти 16 века, когда модной стала имитация. Здесь она применена в отделке потолка, где лепка из алебастра и раскраска имитируют дерево.

Характерная деталь английских интерьеров – камины. В сыром климате Англии камин не только согревает, но и является мощным вентилятором. Камины тут во всех парадных помещениях дворца, и в каждом из них – отделка имеет свои особенности.

В парадном кабинете — мебель, в основном, английской работы 1-ой четверти 19 века, выполнена из разных пород дерева. Ее богатая отделка: инкрустация металлом, пышная резьба по дереву, искусная полировка — усиливают впечатление торжественности и парадности этого помещения.







Обстановка комнаты типична для парадных кабинетов 30-40-х годов 16 века. Она не только характеризует эпоху, но и каждый отдельно взятый предмет представляет собой большую художественную ценность. Кабинетный книжный шкаф из черного дерева, сделан французскими мастерами в стиле Буль (Шарль Буль /1642-1732/ работал на рубеже 17-18 веков).

Круглый стол, стулья и кресла орехового дерева, выполненные английскими мастерами 1-ой четверти XIX в.

В парадных кабинетах часто размещалась портретная живопись, ярко характеризующая эпоху. Всматриваясь в изображения людей, помещенные в этом кабинете, можно с уверенностью сказать, что их коснулось дыхание войны 1812 года.





В экспозиции парадного кабинета находится портрет фельдмаршала М.И.Кутузова. Здесь же представлены небольшие бронзовые скульптуры: герцога Веллингтона (копия с работы Котера, английского скульптора первой половины Х1Х века) и прусского полководца фельдмаршала Блюхера работы немецкого скульптора Х.Рауха (1777-1857).

Дополняют убранство Парадного кабинета стоящие на шкафу часы из золоченой бронзы работы французского мастера Петра-Филиппа Томира (1741-1843). Они декорированы фигурами Минина и Пожарского – повторяют композицию известного памятника на Красной площади работы скульптора И.П. Мартоса.







Далее идет ситцевая гостиная, которая получила свое название по отделке стен, обтянутых ситцевой тканью. В 19 веке, ситец широко распространялся как раз в Западной Европе и России , ценился на уровне бархата, шелка, парчи.

Тут же находится массивный диван орехового дерева, классических форм, с боковыми книжными шкафчиками, пышно инкрустирован бронзой. В гостиной представлены произведения русских художников-академистов.

Михаил Семенович Воронцов долгие годы прожил на Туманном Альбионе и желал, чтобы на Крымском полуострове у него был свой замок. При этом главным желанием было соединить строгость архитектуры Англии и роскошное убранство дворцов Индии.







Далее идет китайский кабинет, название уже как бы намекает, что тут восточное влияние.
Помещение обращено на южную сторону, где архитектура носит восточный характер.

Название «Китайский кабинет» комната получила по циновкам, которыми отделана верхняя часть стен. Циновки вышиты шелком и бисером, характер вышивок свидетельствует об исполнении их русскими мастерицами, по-видимому, крепостными вышивальщицами.

В китайском кабинете особенно наглядно проявилось искусство и талант разнообразных мастеров, работавших на отделке дворца лепщиков, вышивальщиц, мебельщиков и резчиков по мебели.

Хорошо вписывается в интерьер кабинета необычный по формам небольшой настенный шкафчик французской работы, близкий стилю Буль. В его отделке применен панцирь черепахи, по которому идет орнамент медью и светлым металлом. Шкафчик почти полностью декоративного назначения, внутри его могло храниться небольшое количество бумаг или писем.







Подлинным произведением декоративно-прикладного искусства Италии является стол с видами римских архитектурных памятников. Этот мозаичный набор из смальты, исполнен в папских мастерских знаменитого итальянского художника Микельанджело Барбери (1787-1867) при участии русских мастеров. (Смальта – это набор из мельчайших кусочков цветного стекла на восковой основе).

Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой исполнен неизвестным художником по оригиналу Д. Доу. Конечно же и тут полно различных картин.

В период Крымской (Ялтинской) конференции руководителей трех союзных держав (4-11 февраля 1945 г.) дворец в Алупке был предоставлен английской делегации во главе с Черчиллем. Личными апартаментами премьер-министра были Парадный и Китайский кабинеты, соединенные Ситцевой комнатой. В Китайском кабинете размещена небольшая экспозиция, посвященная выдающемуся политическому деятелю 20 века.

Уинстон Черчилль по своему происхождению принадлежал к знаменитому роду герцогов Мальборо, входивших в число двадцати герцогских семей Англии. Основатель династии Джон Черчилль (1650-1722), бывший паж герцога Йорского (позже короля Якова II) с 1702 года был главнокомандующим английской армией. Королева Анна возвела его в герцогское достоинство, а за блистательную победу при Бленхейме 13 августа 1704, в память которой была выбита медаль, даровала герцогу земли в королевских угодьях Вудстока в графстве Оксфордшир. На месте старого замка времен Елизаветы Тюдор по проекту Джона Ванбро в 1705-1719 гг. был построен огромный дворец, внешне напоминающий Версаль. Родовое поместье назвали «Бленхейм». 30 ноября 1874 года здесь родился Уинстон Черчилль.

Более ста лет принадлежал семейству герцогов в Лондоне «Мальборо-хауз». Выстроенный в 1709-1711 годы. К. Реном в палладианском стиле, дворец отличался роскошью внутренней отделки и богатством интерьеров. В 1817 году наследники продали его в королевскую казну. В разные годы во дворце жили члены королевской семьи Англии и их русские родственники: императоры Александр III и Николай II, императрица Мария Федоровна.







В середине 18 века титул и владения герцогов Мальборо перешли по женской линии к Чарльзу Спенсеру, графу Сендерланду (3-й герцог Мальборо). За внука его — графа Георга Пемброка — в 1808 году вышла замуж родная сестра гр. М.С. Воронцова – Екатерина.

В отдельной витрине представлены документальные фотографии (копии), сделанные в процессе работы конференции и книги, посвященные У. Черчиллю.





Вестибюль служил парадным входом во дворец. Из всех интерьеров он более всего напоминает парадные залы английских дворцов 16 века, в которых в центре здания сооружался зал-холл, откуда вели двери во все другие парадные и жилые помещения. Вестибюль очень похож на английский холл.

Строгий и несколько мрачный колорит вестибюля прекрасно вписываются камины. Характер произведений живописи этого зала отвечает его парадности и монументальности.









Освещался дворец в середине 19 свечами, поэтому здесь много канделябров, бра. В строгом интерьере хорошо смотрятся канделябры из темной бронзы в виде величественных женских фигур в древнегреческих одеждах, исполненными французскими мастерами начала 19 века.

Своеобразным переходом из этого сурового, несколько мрачноватого помещения на светлую южную сторону дворца служил небольшой тамбур, затянутый персидскими вышивками, представляющими собой шитый парный портрет персидского шаха конца 18 века Фетх-Али. Автор вышивок – персидский мастер из города Решта Ага Бозорх. Выполнил их в начале 19 века в технике фигурного шитья. Это – уникальное произведение прикладного искусства своего времени.





Пожалуй самая красивая часть замка - Голубая гостиная. Резко отличается своей отделкой от всех других комнат. Она светлая и нарядная. После мрачного вестибюля здесь поражает обилие света: большая часть гостиной выходит на южную сторону, свет вливается через огромные окна от потолка до пола и через окно-эркер с северной стороны. Светло-голубые стены и потолок покрыты белым лепным орнаментом в виде гирлянд из цветов и листьев. Создается такое впечатление, что эта растительность проникла сквозь многочисленные окна из парка и сплелась в своеобразную беседку.

Лепка выполнена вручную без штамповки крепостными мастерами Воронцова.

Гарнитур выполнен в стиле позднего русского классицизма в 20-30-е годы 19 века, тоже крепостными мастерами Воронцова. Мебель украшена орнаментом из виноградных лоз и колосьев пшеницы, что свидетельствует о ее изготовлении на юге.







Голубая гостиная могла служить и театром. Выступы в стене делят ее на две неравные части: меньшая была сценой, большая — зрительным залом. В выступах скрыт деревянный выдвижной занавес. В домашнем театре последний раз в своей жизни выступал великий актер Михаил Семенович Щепкин – основатель русского реалистического театра.

В 1863 году он приехал на гастроли в Крым. Здоровье его было очень расстроено, но надеялся здесь полечиться. По приглашению Воронцовых Щепкин приехал из Ялты во дворец, чтобы выступить перед их гостями, среди которых надеялся найти протекцию для встречи с царицей, с нею он хотел поговорить о тяжелом положении артистической молодежи того времени. Во время выступления Щепкину стало плохо. Через некоторое время он скончался в Ялте, где и был похоронен, а затем его останки были перевезены в Москву.

В 1896 году во дворце пел Шаляпин, играл Рахманинов. В 80-х годах ставилась сцена «В корчме» из оперы «Борис Годунов» артистами Мамонтовской оперы.



Из голубой гостиной переходим в зимний сад.

Дворец окружен прекрасным парком, который тоже создавался в 1-ой половине 19 века под руководством талантливого садовника Кебаха. Но, чтобы выдержать характер северного замка-дворца, здесь решили устроить зимний сад.

В зимнем саду росли нежные теплолюбивые растения, которые не переносили даже южной зимы и должны были расти под крышей. В настоящее время здесь представлены редкие араукариии множество других растений.





Предпоследняя комната это парадная столовая, самое величественное помещение дворца. В этом зале прекрасно найдены пропорции: соотношение длины, высоты и ширины. Масса света льется из огромного окна-эркера и окон-дверей, расположенных по обеим его сторонам.

Внутренняя отделка как и вестибюля — наиболее яркая ориентация на английские дворцовые интерьеры 16 века. Широко использовано в украшении резное дерево. Отделка потолка, напоминающего средневековые готические своды, более декоративна, чем в Вестибюле и заканчивается висячими резными замками. Тонкой резьбой украшены перила балкончика для музыкантов, соединяющегося мостиком со служебным корпусом.

Тут также несколько интересный пано размещены на стенах.

Между двумя каминами устроен из того же материала фонтан, обработанный в виде камина. Обстановка парадной столовой выдержана в характере ее отделки. Парадно и торжественно сверкают зеркальным блеском полировки обеденные столы красного дерева с массивными, художественно выполненными подстольями английской работы 1-ой половины 19 века.









Ну и последняя комната, которую показывают - бильярдная.

Принципы отделки этого помещения те же, что в вестибюле и столовой: ориентация на английские дворцовые интерьеры 16 века. Комната предназначалась для игр и развлечений. Бильярдный стол выполнен из красного дерева английской фирмой «Барроу и Уотт» в середине 19 века. Гарнитур орехового дерева (диван, стол, стулья) с инкрустацией металлом и резьбой – английской работы середины 19 века.





Во дворцах 18 — первой половины 19 века, как правило, имелись коллекции живописи. Иногда для них устраивались специальные картинные галереи, чаще же картины размещались в парадных залах.

Стены бильярдной были удобны для размещения живописных полотен, поэтому здесь они представлены в большом количестве. Это произведения западноевропейских художников разных времен и школ.



При желании вы можете заказать дополнительную экскурсию, за отдельную плату, и посетить другие строения. Не менее величественные и роскошные. Больше всего меня поразило благоустройство и роскошь окружающей территории с ее прудами, водопадами (сделанными человеческими руками) фонтанами и аллеями, ведущими прямо к пляжу, но об этом в следующий раз.

Выражаю особую благодарность всем компаниям, которые помогли провести время с пользой и посодействовали путешествию:

https://villa-foros.ru/
https://www.facebook.com/villaforos/
https://www.instagram.com/villaforos/

https://hotel-jeval.com/
https://www.instagram.com/jeval.crimea/
https://vk.com/id370368702
https://www.facebook.com/Jeval.crimea/

https://zolotaiabalka.ru/
https://vk.com/zbkrim
https://www.facebook.com/zbkrim
https://www.instagram.com/zolotayabalka/

https://myrentacar.com/
https://www.facebook.com/myrentacarcom
https://vk.com/myrentacar_com
https://www.instagram.com/myrentacar_com/
https://www.youtube.com/channel/UCQK367TWTb_Df6P_ILSIEqA



Tags: Алупка, Замки, Крым, Путешествия, Россия
Subscribe

Posts from This Journal “Крым” Tag

promo ruslanviktorov october 15, 09:00 103
Buy for 50 tokens
Совсем недавно предоставилась возможность протестировать обновленный Nissan Qashqai и сегодня я расскажу про то, что обновилось в автомобиле, а также, как всегда, все его минусы и плюсы. Спойлер: мне автомобиль понравился, хороший паркетник, особенно для России. Nissan Qashqai не…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 99 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Крым” Tag