Сегодня продолжим и пока закончим с желтой веткой московского метро, ждем ее завершения и потом продолжим, частично затронем и оранжевую ветку. Начнем сегодня со станции Авиамоторная - расположена на границе районов Соколиная гора (ВАО) и Лефортово (ЮВАО), однако все выходы станции ведут лишь в последний. Открыта 30 декабря 1979 года в составе участка «Марксистская» — «Новогиреево». Колонная трёхсводчатая глубокого заложения с одной островной платформой. Связана наземной пересадкой со одноимённой станцией на Большой кольцевой линии.
Станция «Авиамоторная» — колонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина — 53 метра).
Оформление станции посвящено строителям авиационных двигателей, сама станция оформлена в светлых тонах. Пол выложен гранитными плитами разных оттенков серого. Колонны и путевые стены облицованы светлым мрамором «коелга».
Торцевая стена покрыта белым полированным мрамором и украшена металлической скульптурной композицией.
Над выходом в город укреплены ярко-серебристые лопасти самолётного винта и обтекающий их «воздух».
Свод станции украшен декоративным куполом из анодированных под золото четырёхугольных пирамид — над залом будто бы парит волшебный ковёр-самолёт. Несколько картин, соединяясь, образуют цветок, в центре которого горит лампочка словно звезда на небосводе. Золотистые, чеканные панно образуют подвесной потолок; на каждом панно разные рисунки — то небесные созвездия, то расходящиеся лучи солнца.
17 февраля 1982 года на станции произошла крупная авария, в результате которой погибли 8 человек, и десятки получили телесные повреждения различной степени тяжести, вплоть до пожизненной инвалидности.
У одного из работавших на спуск эскалаторов произошло отсоединение цепи тележек со ступенями от двигателя. Тормоза, предназначенные для торможения ступеней, тоже не сработали. В результате, ступени под массой стоявших на них пассажиров, быстро набирая скорость, поехали вниз. Вход на станцию не был немедленно перекрыт, и на аварийный эскалатор продолжали становиться люди. Внизу на сходе с эскалатора началась давка, и образовался завал из десятков людей. Несколько человек успели запрыгнуть на балюстраду, но тонкий пластик облицовки не выдержал их массы, и они провалились вниз на несколько метров, получив лёгкие ушибы, некоторые также получили порезы разбившимися балюстрадными светильниками. Все восемь погибших были раздавлены массой людей у подножия эскалатора. Это одна из самых крупных аварий в Московском метро.
Случившаяся катастрофа практически не была освещена в печати, по радио и на телевидении, что породило в первый же день после аварии самые фантастические слухи, особенно о количестве погибших (их число оценивалось до семисот). Единственным стало короткое сообщение в «Вечерней Москве»:
17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» Калининского радиуса Московского метрополитена произошла авария. Среди пассажиров имеются пострадавшие.
Причины аварии расследуются.
— «Вечерняя Москва». 18 февраля 1982 года.
Первая подробная публикация появилась лишь к десятилетию катастрофы в 1992 году.
Об аварии, произошедшей на эскалаторе в 1982 году, в песне «Трагедия на Авиамоторной» поёт московская группа «Пурген» (альбомы «Токсидермисты городского безумия» 1999 и «Бог рабов» 2010).
«Площадь Ильича» связана пересадкой с станцией Римская на Люблинско-Дмитровской линии. Расположена на территории района Таганский (ЦАО) под площадью Рогожская Застава. Своё название станция получила по старому наименованию площади. Открыта 30 декабря 1979 года в составе участка «Марксистская» — «Новогиреево». Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения с одной островной платформой.
Выход в город осуществляется через подземный вестибюль на площадь Рогожской заставы, шоссе Энтузиастов, к платформе Серп и Молот Горьковского направления Московской железной дороги, а также на Рогожский и Золоторожский валы.
В 1991 году станцию предлагали переименовать в «Рогожскую».
В центре зала находится переход на станцию «Римская». Рядом со станцией расположены платформа Серп и Молот Горьковского направления и остановки наземного общественного транспорта.
Со станции будет пересадка на станцию Москва-Товарная-Курская второго московского центрального диаметра МЦД-2.
Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 46 метров), сооружена из сборной чугунной обделки по типовому проекту. Своды поддерживаются восемью массивными пилонами.
Пилоны станции облицованы красным мрамором «салиети». Пол выложен серым, чёрным и красным гранитом («савасайский», «герман» и «габбро»). Путевые стены отделаны белым мрамором «коелга».
Станция «Площадь Ильича» — одна из самых интересных в палеонтологическом плане станций метро. Колонны на ней отделаны красным мрамором (мраморовидным известняком), в котором очень часто встречаются окаменелости.
На торцовой стене центрального зала укреплён барельеф В. И. Ленина.
«Площадь Ильича» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно ему, руководство Гуляй-поля распространяла слухи об эпидемии на «Площади Ильича», чтобы подорвать торговлю Калининской конфедерации. Однако в реальности никакой эпидемии не происходило.
В романе «Мраморный рай», изданном в рамках серии «Вселенная Метро 2033», «Площадь Ильича» предстаёт обыкновенной жилой станцией.
«Маркси́стская» связана пересадками с двумя станциями «Таганская», одна из которых располагается на Кольцевой линии, а другая — на Таганско-Краснопресненской. Расположена в Таганском районе (ЦАО); названа по одноимённой улице. Открыта 30 декабря 1979 года в составе участка «Марксистская» — «Новогиреево». Колонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой, на момент открытия являлась самой глубокой в Московском метро.
В 1991 году было предложено переименовать станцию в «Воронцовскую», однако это не было осуществлёно.
Основным цветом в оформлении является красный. Колонны станции облицованы красным мрамором «буровщина». Со стороны платформ на них сделана характерная продольная выемка, из-за чего они кажутся двойными. Облицовка путевых стен — мрамор «газган» с оттенками от светло-розового до серого, цоколь отделан чёрным гранитом. Центральный зал и платформы освещены светильниками, представляющими собой спирали из вертикально расположенных люминесцентных ламп, которые символизируют один из законов марксизма — «развитие по спирали». Пол покрыт серым гранитом с красными вставками, символизирующими гвоздики. Над сводами в торцах центрального зала расположены панно на тему «Торжество идей марксизма», выполненные в технике флорентийской мозаики.
У станции один подземный вестибюль, связанный эскалатором с восточным торцом центрального зала. Он выводит в подземный переход с выходами к улицам Таганская и Марксистская. В подземном вестибюлe стены облицованы мрамором «газган», а колонны мрамором «буровщина».
Станция является пересадочной на станцию «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии (переход осуществляется через мостик в центральной части станции, затем подъёмом по эскалатору) и станцию «Таганская» Кольцевой линии (переход осуществляется из западного торца центрального зала вверх по эскалатору). Облицовка переходов, в целом, такая же, что и у колонн станции.
Глубина заложения станции — 60 метров.
«Третьяковская» — кросс-платформенная станция Московского метрополитена на Калужско-Рижской и Калининской линиях. Расположена в районе Замоскворечье (ЦАО); названа по Третьяковской галерее. Открыта 3 января 1971 года в составе участка «Октябрьская» — «Площадь Ногина» (ныне «Китай-город») на Калужском радиусе будущей Калужско-Рижской линии и 25 января 1986 года в составе участка «Марксистская» — «Третьяковская» на Калининском радиусе будущей Калининско-Солнцевской линии. Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой в каждом из залов.
Южный зал станции был открыт 3 января 1971 года в составе участка «Октябрьская» — «Площадь Ногина» (ныне «Китай-город») на Калужском радиусе будущей Калужско-Рижской линии одновременно с открытием участка «Таганская» — «Площадь Ногина» на Ждановском радиусе будущей Таганско-Краснопресненской линии. После ввода в эксплуатацию указанных участков в Московском метрополитене стало 89 станций.
Новая станция получила пересадку на станцию «Новокузнецкая» Горьковско-Замоскворецкой линии и носила такое же название до июня 1983 года; нынешнее название дано по расположенной неподалёку Третьяковской галерее.
11 января 1986 года был открыт северный зал станции. В этот день на один из путей нового зала было переключено движение поездов Калужско-Рижской линии в направлении станции «Октябрьская». Следующие две недели выполнялись работы по переключению старого пути в южном зале для Калининской линии. 25 января 1986 года было открыто движение поездов по участку «Марксистская» — «Третьяковская» на Калининской линии, в результате «Третьяковская» Калининской линии стала 132-й станцией Московского метрополитена.
1 января 1998 года в вестибюле станции «Третьяковская» произошёл теракт. В результате действия взрывного устройства, мощность заряда которого оценивается в 150 г ТНТ, три человека были ранены. Взрывное устройство спрятали в небольшой сумочке. Она была обнаружена машинистом и, поскольку вызвала его подозрения, передана дежурной по станции, которая вызвала милицию. Взрывное устройство сработало до появления милиции и повлекло ранение самой дежурной и двух уборщиц, находившихся неподалёку.
В составе «Третьяковской» — два зала. Имеется так называемая «кросс-платформенная» пересадка: для того чтобы осуществить пересадку на другую линию, достаточно перейти на противоположную сторону платформы. Попасть в параллельный зал можно по лестничному переходу, входы в который расположены в центре залов. При следовании по Калужско-Рижской линии на юг для пересадки необходимо перейти в другой зал. В южный зал прибывают поезда Калужско-Рижской линии, следующие в сторону станции «Китай-город», и поезда Калининской линии, следующие в сторону станции «Марксистская»; в северный зал прибывают поезда Калужско-Рижской линии, направляющиеся к станции «Октябрьская»; на поезда Калининской линии из северного зала посадки нет, так как там конечная станция. Такая система пересадки считается удобной для пассажира, но, с непривычки, может немного сбить с толку. Станция имеет два кода и составляет четырёхпикетовый транспортный узел.
Станция не имеет наземных вестибюлей; вход (с Малой Ордынки и Климентовского переулка) осуществляется через подземный переход (в который с улицы имеется только один вход). Подземный вестибюль у обоих залов общий; в него ведут эскалаторные наклоны.
«Третьяковская» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 46 метров) с тремя сводами. Пилоны и путевые стены южного зала отделаны серым мрамором, пол выложен серым гранитом. Путевые стены северного зала облицованы розовым мрамором; их украшают бронзовые портреты русских художников. Светильники находятся в верхней части пилонов.
На сегодня все, скоро начну рассказывать про зеленую ветку.
Journal information