
Это свершилось. Конвенция о статусе Каспийского моря, работа над которой велась 22 года, подписана на V Каспийском саммите в казахстанском городе Актау. Президент России Владимир Путин, глава Азербайджана Ильхам Алиев, президент Ирана Хасан Рухани, глава Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов заключили соглашение, согласно которому определён правовой статус водоёма и регламентирована возможность использования его дна и поверхности странами-участницами соглашения.
Read the post in English
Не море и не озеро
Сначала о статусе. Стороны пришли к следующей договорённости: Каспий не имеет прямого сообщения с Мировым океаном — значит, не море ни разу. Но и размеры его таковы, что считаться озером тоже не может. Поэтому за Каспием решено было закрепить особый правовой статус внутриконтинентального водоёма.

А это значит, что страны-участницы Конвенции имеют право решать все спорные вопросы на основе двусторонних договоров, то есть — напрямую, без «сторонних наблюдателей». В качества таковых, будь Каспий морем, могла бы выступить, например, ООН, принявшая в 1982 году свою Конвенция по морскому праву.
Отныне разграничение дна и недр Каспия будет осуществляться по договорённости сопредельных государств. Конечно, в соответствии с международным правом. Но никакая морская Конвенция ООН тут уже не при чём.
Конвенция по Каспию сохранит суверенное право государств на недропользование и другую хозяйственно-экономическую деятельность.
Согласно договорённости «прикаспийской пятёрки» — России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении — площадь водной поверхности Каспия останется в общем пользовании. Дно и недра поделятся между государствами на участки. Судоходство, рыболовство, научные исследования, прокладка магистральных труб, недропользование — всё это будет осуществляться по договорённости между странами-участницам «пятёрки», которые смогут теперь начать разведку новых и разработку уже известных газовых и нефтяных месторождений.

Ещё один интересный момент. Согласно Конвенции, недопустимо присутствие на Каспии вооружённых сил внерегиональных держав.
Долгая история
Президент России Владимир Путин назвал Каспийский саммит эпохальным событием. По мнению российского лидера, подписанный документ «значительно укрепит систему мер доверия в регионе».

Глава Азербайджана Ильхам Алиев в свою очередь подчеркнул, что между прикаспийскими странами «существует высокий уровень сотрудничества, доверия, взаимодействия, и это — главный гарант безопасности и стабильности».

Почему мы так долго к этому шли? Почему подписание Конвенции о Каспии, о которой впервые заговорили в 1996 году, всё откладывалось и откладывалось?
Небольшая историческая справка. До 90-х все вопросы по Каспию решались в рамках двусторонних договоров между СССР и Ираном 1921-го и 1940 годов. Распад Советского Союза в 1991 году значительно усложнил процесс согласования – особенно после открытия на дне Каспия богатых залежей нефти и газа. Между странами-участницами возникло множество противоречий, связанных и с дальнейшим видением перспектив развития, и с внешнеполитическими и экономическими приоритетами. Позиция ряда стран относительно друг друга была близка к враждебной.
Первый «постсоветский саммит» прикаспийских государств состоялся в 2002 году. Это было начало долгого пути переговоров, растянувшегося на два десятилетия. До саммита 2018 года в Актау было четыре аналогичные встречи, последняя из которых состоялась в Астрахани в 2014 году.
Как считает глава бакинского Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан, задержка принятия соглашения «была связана с позицией Ирана, который выступал против принципа раздела моря по срединной модифицированной линии». Тегеран предлагал разделить водоём на равные сектора, понимая, что такого раздела никогда не будет. По мнению эксперта, «это было сделано для того, чтобы торпедировать строительство трубопровода по дну Каспия между Туркменистаном и Азербайджаном». Через Азербайджан туркменский газ планировалось поставлять далее – в Европу. Но теперь Иран всё-таки пошёл на уступки.

И это только начало будущей масштабной совместной работы, ведь подписанная Конвенция регламентирует общие принципы сотрудничества прикаспийских государств. В дальнейшем предстоит проработать ещё множество деталей, чтобы достигнутые договорённости можно было реализовать на практике. Однако уже сейчас можно попытаться проанализировать, как повлияет Конвенция на экономику Азербайджана и его взаимоотношения с Россией.
Заглянем в будущее?
Как отмечает профессор Бакинского государственного университета, депутат Милли Меджлиса Камила Алиева, «Азербайджана всегда играл предельно искреннюю и конструктивную роль в вопросе обеспечения стабильности в Каспийском регионе».
– Я полагаю, что одним из первых, благодаря кому эта Конвенция была подписана, был Азербайджан, – считает Камила Алиева. – Я абсолютно уверена, что Конвенция, состоявшаяся при непосредственном участии Азербайджана, превратит весь Каспий в регион мира и благополучия, внесёт свой вклад в светлое будущее наших народов, государств и всего мира в целом.
Политолог Эльхан Алескеров в свою очередь отмечает, что важность Конвенции по Каспию для Азербайджана прежде всего в том, что страна продолжит развивать свои инфраструктурные проекты.
– Я думаю, будет усилена координация в вопросе сохранения биологических ресурсов Каспийского моря – в основном, осетровых хозяйств, – отмечает политолог.
Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров считает подписание Конвенции историческим событием. По словам министра, данный документ «ещё раз продемонстрировал, что прикаспийские государства обладают твёрдой решимостью подтвердить атмосферу устойчивого мира и сотрудничества в Каспийском бассейне и прилегающих регионах».

Министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил о том, что на берегу Каспия возведут российскую военную базу – флотилия из Астрахани будет переведена в Каспийск. Как заверяет Шойгу, там должны построить современную военно-морскую базу с системами инженерного, навигационно-гидрографического и материально-технического обеспечения. До конца текущего года планируется завершить первый этап возведения базы, окончание всех работ намечено на 2019 год.
В своём выступлении на саммите в Актау президент Азербайджана Ильхам Алиев остановился на ряде ключевых для развития страны вопросах. Глава государства отметил, что после подписания Конвенции Азербайджан ожидает многократное увеличения грузоперевозок по Каспию.

Страна щедро инвестирует в проекты, нацеленные на развитие транспортной инфраструктуры Каспийского региона. В частности, в рамках коридора Восток-Запад Азербайджан предоставляет свои транзитные услуги Казахстану и Туркменистану. В рамках коридора Север-Юг через Азербайджан проходит транзит между Ираном и Россией. Названные проекты, как подчёркивает Ильхам Алиев, укрепляют экономическое сотрудничество, создают новые рабочие места и делают страны ближе друг к другу.
Так, в 2018 году по коридору Север-Юг благодаря участию Азербайджана грузоперевозки между Ираном и Россией выросли более чем в 100 (!) раз. И это ещё не предел — работы в этом направлении продолжаются, а динамика роста набирает обороты.

В следующем году Азербайджан будет отмечать 70-летие добычи нефти на Каспии – первом морском месторождении ресурса. Как отмечает Ильхам Алиев, «за этот немалый срок эксплуатации нефтегазовых ресурсов экология Каспия в определённой степени пострадала».
Поэтому Азербайджан активно вкладывается в улучшение экологической ситуации: модернизирует водоочистные сооружения, все нефтегазовые проекты реализует в соответствии с международными стандартами ISO.
Словом, делает всё, чтобы поддерживать статус предельно искреннего и конструктивного партнёра.

Journal information